Image
Image
Image

АУ "Культура и молодежная политика"
Исетского муниципального района

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
E-mail: iaukimp@mail.ru
 
 

История основания Исетского острога

 

Памятник основателю Исетского острога - Давыду Ивановичу Андрееву.

 

После покорения Сибири Ермаком река Исеть стала южной границей. Первыми русскими людьми, побывавшими на реке Исети, были дружинники Ермака и, говорят, бывал и сам Ермак. Жить же на Исети никто не отважился, так как  дело это было опасным и рискованным. В 1620 году кочевники активизировали набеги на Тюмень, в связи с чем создалась угроза захвата Исетских угодий и оттеснение границы с Исети на реку Пышму. Чтобы сдержать набеги кочевников, воевода расставляет на кармацкой дороге посты- заставы, так как по той дороге из «Дикого поля» кочевники совершали набеги на Тюмень, тюменский остроги и слободы. Сторожевые заставы выполняли свои функции и позднее превратились в деревни, хотя угрозы кочевников из-за Исети не прекращались. Чтобы надежнее защитить от набегов первые деревни и поселенцев в них, правительство во 2-ой половине XVII века приступило к укреплению Исетской линии, начались строиться остроги.

Первым форпостом стал Исетский острог. Строительство его поручили конному казаку Давыду Ивановичу Андрееву, человеку волевому и энергичному. Еще в 1643-1646 гг. по распоряжению тобольского воеводы Петра Ивановича Пронского он построил на реке Туре Туринскую Слободу, набрал в нее «охочих людей»-пашенных крестьян. Основал он и Исетский острог на левом берегу Исети, на высоком песчаном холме, «на красном» бору прямо в сосновом лесу в 1650 году (7158 г. от сотворения мира).

Вместе с ним на р. Исеть приехали 20 верхотурских стрельцов, с лошадьми и инструментом 15 ирбитских пашенных крестьян, 10 ницинских и 36 крестьян из Белослудской и Туринских слобод, а так же ясашные татары. За сравнительно короткий срок были  установлены вертикально вкопанные   плотно приставленные друг к другу заостренные бревна высотой в 4 м, поставлены в северной части  Спасская башня высотою 7м. 40 см и с восточной стороны  Георгиевская сторожевая  башня (высота 6 м 24 см). Длина   стен острога составила 758 сажен (сажень- 2,1336м). Со стороны Исети были проезжие ворота. На сторожевых башнях  установлены пушки. Всего в остроге было 10 пушек с 2460 ядрами, а в  погребах острога  хранились 27 пудов пороха, 500 пуль, 1,5 кг свинца, 23 фузии, 6 мушкетов и 1 пищаль. Вокруг острога  были сооружены надолбы и рогатки. В ограде были поставлены приказчику большая изба и амбар, выстроена церковь Во имя Богоявления Господня , а рядом с ней небольшая   высокая колоколенка, рубленая в шестерик. С одной стороны острог  окружало озеро Лебяжье, с другой- красавица Исеть. На правом берегу Исети была основана речная верфь по изготовлению плоскодонных барж-дощаников. Стрельцы поставили на сторожевых башнях пушки. Одна за другой поднимались за острожной оградой тесовые кровли казацких, стелецких и крестьянских изб. С большой опаской велось строительство. Давыд не снимал кольчуги. Стрельцы, не смыкая глаз, круглосуточно несли караульную службу.

Строительство острога ведал тобольский воевода Пронский. Подбор крестьян в острог и его слободу разрешено было вести Давыду Андрееву. Шли на Исеть беглые крепостные, помещичьи  и монастырские крестьяне. Привлекали крестьян не только тучные черноземы, но и травы поймы Исети, ленточные боры,  изобилующие дичью и зверьем,  богатая рыбой Исеть.  Переселенцам к тому же давались льготы на обработку земли на 6 лет.  Крестьяне в основном из Поморья быстро заселяли Приисетье. Переселенцы из  Казанской губернии построили в Исетском остроге в 1656 г. церковь Во имя Казанской иконы Божией Матери. Постепенно острог заселялся крестьянами, и  у стен острога  появилась Исетская слобода. Первыми пунктами под охраной острога стали деревня Луговая и деревня Андреева. В конце 17 в. Исетский острог являлся центром Исетского дистрикта (уезда), к нему были приписаны 18 деревень - Солобоева, Захарова,Духовка,Бархатова,Мостовка,  Долматова,  Чуварина,  Шатрова, 

Ильина,  Саламатова, Бобылева, Гаёва, Тувишов, Шадрина, Бархатова, Бешкильская, Кокушка, Яровская. В подчинении острога входили Бешкильская, Терсяцкая (Терсюкская), Мехонская, Архангельская  слободы.  Исетской слободой управлял дворянин Леонтий Иванович Пафентьев. К концу 17 в. в остроге проживало  уже 4875 человек: 2457 мужчин и 2418 женщин.

«Таким образом, Исетский острог, возникший в 1650 году, положил начало заселению русскими людьми  Исетского района во второй половине XVII в.» (А.Л.Емельянов «История Приисетья»).

ОТСЮДА ЕСМЬ И ПОШЕЛ ИСЕЦКОЙ ОСТРОГ НАЧАЛО КОЕМУ в 1650 году положил ДАВЫД АНДРЕЕВ со казаки (Надпись на камне. На месте основания острога на берегу р.Исеть).

В 1668 г. монахи из Великого Устюга основали Архангельскую заимку.  В конце  мая 1668 г.  оброчный крестьянин Савка Косачев и  казачий сынишка  Гаврила Егренев  основали слободу Бешкильскую. В 1671 г. на берегу Исетской протоки был поставлен  Красногорский острог.

БТР- 70

Классификация

Бронетранспортер

Год выпуска

1980

Завод изготовитель

Горьковский автомобильный завод

Боевая масса, т

11,5

Экипаж, чел.

2

Десант, чел.

8

История

Годы производства

с 1972

Годы эксплуатации

с 1976

Размеры

Длина корпуса, мм

7535

Ширина, мм

2800

Высота, мм

2235

Вооружение

Прицелы

ПП-61АМ

Пулеметы

1х14,5-мм КПВТ

1х7,62-мм ПКТ

Дальность стрельбы, км

2 (КПВТ)
1,5 (
ПКТ)

Подвижность

Тип двигателя

Два ЗМЗ-4905

Мощность двигателя, л.с.

2х120

Скорость по шоссе, км/ч

80

Скорость по пересеченной местности, км/ч

25-30 по грунтовым дорогам и колонным путям

Колесная формула

8х8/4

Преодолеваемый брод,м

Плавает, скорость 9-10 км/ч

Боевое применение

Афганская война (1979—1989)

Вооружённый конфликт в Приднестровье

Грузино-абхазский конфликт

РоссияЧечня — Чеченские войны (1994199619992002)

Грузино-южноосетинский конфликт

Югославские войны

Вооружённый конфликт на востоке Украины

История создания

В Советской Армии первыми из серийных образцов таких машин были бронетранспортеры БТР—40 и БТР — 152, а впоследствии и их модификации. Они были созданы с использованием базы автомобилей массового выпуска ГАЗ—63 и ЗИС—151, сохраняли общую с ними схему расположения агрегатов. Это было оправдано экономически и не ограничивало возможности дальнейшего совершенствования боевых качеств БТР.

Тактико-технические качества БТР значительно повысились с принятием на вооружение в начале БТР—60П, а затем его модификаций БТР—60ПА, БТР—60ПБ. Эти машины были специально сконструированы так, что обладали высокой проходимостью, лучшей защищенностью, амфибийными качествами. Впервые на отечественных БТР силовая установка была расположена в кормовой части корпуса.

БТР—70 — одна из последних машин такого типа. Это колесный (8X8) плавающий бронетранспортер высокой проходимости. В башне располагается спаренная пулеметная установка: 14.5-мил-лиметровый КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) и 7.62 миллиметровый ПКТ (пулемет Калашникова танковый).

Боевое отделение рассчитано на восемь десантников. Командир и водитель размещаются в отделении управления. От своих предшественников БТР—70 имеет ряд отличий. В бортах корпуса — между вторым и третьим мостами располагаются два боковых люка для десанта. Мощность силовой установки, состоящей из двух карбюраторных двигателей, повышена до 240 л. с. (у БТР—60ПБ — 180 л. е.). Несколько изменена конфигурация корпуса. Скорость полностью загруженной машины на шоссе достигает 80 км/ч, а водометный движитель обеспечивает на плаву до 10 км/ч.

Машина способна преодолевать подъемы крутизной до 30°, рвы шириной до 2 метров и двигаться по косогорам с уклоном до 25°.

 

БТР—70 оборудован управляемой или автоматически срабатывающей при появлении пламени в силовом отделении системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой (ФВУ). ФВУ создает избыточное давление внутри корпуса, предотвращающее попадание в машину пыли, радиоактивных и отравляющих веществ, очищает воздух.

Мощная силовая установка, независимая подвеска колес, система автоматического поддержания давления воздуха в шинах обеспечивают хорошую проходимость по дорогам и без дорог, а наличие наряду с пулеметной установкой переносного зенитного комплекса и противотанкового гранатомета обусловливает высокие боевые качества машины.

В целях повышения общих боевых и эксплуатационных параметров БТР-60 в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода на базе БТР-60ПБ был разработан новый бронетранспортёр БТР-70. Работы велись под руководством главного конструктора И. С. Мухина21 августа 1971 года приказом Министерства обороны СССР № 0141 машина была принята на вооружение под обозначением БТР-70.

Серийное производство

С 1976 года было развёрнуто серийное производство. Первоначально БМ выпускалась на Горьковском автомобильном заводе. С 1981 года производство было перенесено на Арзамасский завод автомобильных запчастей. Первая машина была выпущена 23 февраля 1981 года.

Описание конструкции

Размещение экипажа и десанта внутри: 1 — командир, 2 — водитель, 3 — пулемётчик, 4 — стрелки

БТР-70 представляет собой плавающую боевую бронированную колёсную машину и предназначен для транспортирования и огневой поддержки мотострелковых подразделений.

Броневой корпус и башня

Корпус бронетранспортёра полностью герметичен, состоит из трёх отделений, сделан из стальных броневых листов и является несущей конструкцией, на которой установлены все агрегаты и механизмы машины.

Силовое отделение

В корме корпуса расположено отделение силовой установки, в которой установлены два двигателя, сцепление и коробка передач, которые смонтированы на одной раме. От остальных частей корпуса силовое отделение отгорожено перегородкой, в которой имеются люки для доступа к двигателям. Также в силовом отделении располагаются топливные баки, которые изолированы от остальных элементов отделения.

Боевое отделение

В средней части корпуса располагается боевое отделение, в котором размещена башенная установка, укладки с боекомплектом, приборы наблюдения и другое оборудование. Кроме того, в боевом отделении установлены два сдвоенных трёхместных и два одноместных сидения для размещения десанта.

Отделение управления

В передней части корпуса находится отделение управления, в котором расположены органы управления машиной, приборы наблюдения, лебёдкарадиостанция и рабочие места механика-водителя и командира.

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 14,5-мм пулемёт КПВТ, наибольшая прицельная дальность стрельбы — 2 км. Возимый боекомплект составляет 500 патронов.

Дополнительно в башенной установке установлен спаренный с КПВТ 7,62-мм пулемёт ПКТ, дальность стрельбы которого составляет до 1,5 км. Возимый боекомплект — 2000 патронов.

Средства наблюдения и связи

В состав приборов наблюдения командира входят три прибора ТНПО-115 и один ТПКУ-2Б, для наблюдения в ночных условиях имеется ТКН-1С, на щитке которого установлен осветитель ОУ-3ГА-2М. У водителя установлены три ТНПО-115, а также имеется один ТПН-Б, для наблюдениях в ночных условиях установлен прибор ТВНО-2Б. В башенной установке находится прицел ПП-61АМ, а также прибор наблюдения ТНПТ-1. У десанта имеется семь лючков в корпусе для наблюдения, а также два прибора наблюдения ТНП-Б.

Для обеспечения внешней связи используется радиостанция Р-123МТ, которая размещена справа от места командира. Для внутренних переговоров используется переговорное устройство на трёх абонентов Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки используются два бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, суммарная мощность которых составляет 240 л. с.

Трансмиссия имеет постоянно замкнутое, демпферное сцеплениеКоробка передач — механическая, имеет четыре передних и одну заднюю передачу. На третьей и четвёртой передачах имеются синхронизаторы[8].

Ходовая часть

Ходовая часть колёсная, имеет 8 колёс размером 9—18" с разъёмными ободами. Шины колёс пневматические модификации К-58, размером 13,00—18", с возможностью регулирования давления в зависимости от дорожных условий.

Подвеска машины независимая рычажно-торсионная, в состав которой входят 8 торсионов, 16 рычагов подвески, а также 12 гидравлических амортизаторов двойного действия.

Водомётный движитель

БТР-70 плавающий и на нём установлен реактивный гидравлический водомёт, реактивная тяга которого создается водяным винтом по принципу обычных гребных винтов морских и речных судов. Скорость на плаву 10 - 12 км/час, запас хода на 12 часов.

Модификации

 

Машины на базе

МТП-70 (МТП-К) — белорусская машина технической помощи, на базе БТР-70М, производства «Минотор-сервис». Вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ. Оснащена тяговой лебедкой, грузоподъемным устройством грузоподъемностью 1,5 тонны, электросварочным оборудованием. Экипаж 4 человека.

Бронетранспортеры, 1988 год (Фото из архива ИНКМ им.А.Л.Емельянова)

БТР-70 в Сквере пограничников, г.Тюмень

https://tumen.bezformata.com/listnews/pogranichnikov-otkrili-pamyatnik/78987895/

Из воспоминаний участника войны в Афганистане  Белоусова Александра Васильевича: «На фото у БТРа справа Сергей Трофимов, кликуха Трофим, сила была у мужика, ударом любого сбивал с ног.

Слева второй Дубровин Саша, кликуха Дубрава, до армии закончил 4 курса института, интеллигент, женат, был ребенок, но тоже забрали в армию, в ВДВ, в афган. Ему было реально тяжело, 25 лет уже, но никогда не ныл и не скулил. Медаль за боевые заслуги получил.

Сверху на БТРе Васильев, "Вася", был полный пофигист, шел на пули и на мины, как на прогулку и ничего не боялся. Не ранило, не контузило, всегда фартило. С командованием были очень напряженные отношения, поэтому к награде не представлен.

Слева крайний я. Кликуха «Тюмень».

Афганская война (1979-1989 г.г.) Нижний ряд первый слева - Белоусов Александр Васильевич (с.Бобылево, Исетский р-н)

 

г.Грозный. Вторая Чеченская война, 2001 год . Недоспасов Виктор Борисович, Фомин Сергей Викторович (с.Исетское, Исетский р-н)

БТР -70 в Афганистане

Репетиция парада в честь дня Победы в Донецке. Май 2015

Полевой выход военнослужащих мотострелкового батальона Оперативной группы российских войск в Приднестровской молдавской республике.

БТР-70 в Музее военной техники «Боевая слава Урала», г. Верхняя Пышма.

Полевой выход 29-й гвардейской ракетной Витебской дивизии

БТР-70 в музее военной техники «Боевая слава Урала»

Маневренные действия частей и подразделений в ходе командно-штабного обучения с 35-й ракетной дивизией.

БТР-70 в музее в Беларуси.

БТР-70, мемориал в Тольятти

Мемориал Великой Отечественной войны на проспекте Гагарина в Нижнем Новгороде

БТР-70 в Парке Победы. Казань. 2009

Яндекс.Метрика