Размер шрифта: |
Изображения
|
Цвет сайта:
|
Настройки
|
Обычная версия сайта
|
Памятник основателю Исетского острога - Давыду Ивановичу Андрееву.
После покорения Сибири Ермаком река Исеть стала южной границей. Первыми русскими людьми, побывавшими на реке Исети, были дружинники Ермака и, говорят, бывал и сам Ермак. Жить же на Исети никто не отважился, так как дело это было опасным и рискованным. В 1620 году кочевники активизировали набеги на Тюмень, в связи с чем создалась угроза захвата Исетских угодий и оттеснение границы с Исети на реку Пышму. Чтобы сдержать набеги кочевников, воевода расставляет на кармацкой дороге посты- заставы, так как по той дороге из «Дикого поля» кочевники совершали набеги на Тюмень, тюменский остроги и слободы. Сторожевые заставы выполняли свои функции и позднее превратились в деревни, хотя угрозы кочевников из-за Исети не прекращались. Чтобы надежнее защитить от набегов первые деревни и поселенцев в них, правительство во 2-ой половине XVII века приступило к укреплению Исетской линии, начались строиться остроги.
Первым форпостом стал Исетский острог. Строительство его поручили конному казаку Давыду Ивановичу Андрееву, человеку волевому и энергичному. Еще в 1643-1646 гг. по распоряжению тобольского воеводы Петра Ивановича Пронского он построил на реке Туре Туринскую Слободу, набрал в нее «охочих людей»-пашенных крестьян. Основал он и Исетский острог на левом берегу Исети, на высоком песчаном холме, «на красном» бору прямо в сосновом лесу в 1650 году (7158 г. от сотворения мира).
Вместе с ним на р. Исеть приехали 20 верхотурских стрельцов, с лошадьми и инструментом 15 ирбитских пашенных крестьян, 10 ницинских и 36 крестьян из Белослудской и Туринских слобод, а так же ясашные татары. За сравнительно короткий срок были установлены вертикально вкопанные плотно приставленные друг к другу заостренные бревна высотой в 4 м, поставлены в северной части Спасская башня высотою 7м. 40 см и с восточной стороны Георгиевская сторожевая башня (высота 6 м 24 см). Длина стен острога составила 758 сажен (сажень- 2,1336м). Со стороны Исети были проезжие ворота. На сторожевых башнях установлены пушки. Всего в остроге было 10 пушек с 2460 ядрами, а в погребах острога хранились 27 пудов пороха, 500 пуль, 1,5 кг свинца, 23 фузии, 6 мушкетов и 1 пищаль. Вокруг острога были сооружены надолбы и рогатки. В ограде были поставлены приказчику большая изба и амбар, выстроена церковь Во имя Богоявления Господня , а рядом с ней небольшая высокая колоколенка, рубленая в шестерик. С одной стороны острог окружало озеро Лебяжье, с другой- красавица Исеть. На правом берегу Исети была основана речная верфь по изготовлению плоскодонных барж-дощаников. Стрельцы поставили на сторожевых башнях пушки. Одна за другой поднимались за острожной оградой тесовые кровли казацких, стелецких и крестьянских изб. С большой опаской велось строительство. Давыд не снимал кольчуги. Стрельцы, не смыкая глаз, круглосуточно несли караульную службу.
Строительство острога ведал тобольский воевода Пронский. Подбор крестьян в острог и его слободу разрешено было вести Давыду Андрееву. Шли на Исеть беглые крепостные, помещичьи и монастырские крестьяне. Привлекали крестьян не только тучные черноземы, но и травы поймы Исети, ленточные боры, изобилующие дичью и зверьем, богатая рыбой Исеть. Переселенцам к тому же давались льготы на обработку земли на 6 лет. Крестьяне в основном из Поморья быстро заселяли Приисетье. Переселенцы из Казанской губернии построили в Исетском остроге в 1656 г. церковь Во имя Казанской иконы Божией Матери. Постепенно острог заселялся крестьянами, и у стен острога появилась Исетская слобода. Первыми пунктами под охраной острога стали деревня Луговая и деревня Андреева. В конце 17 в. Исетский острог являлся центром Исетского дистрикта (уезда), к нему были приписаны 18 деревень - Солобоева, Захарова,Духовка,Бархатова,Мостовка, Долматова, Чуварина, Шатрова,
Ильина, Саламатова, Бобылева, Гаёва, Тувишов, Шадрина, Бархатова, Бешкильская, Кокушка, Яровская. В подчинении острога входили Бешкильская, Терсяцкая (Терсюкская), Мехонская, Архангельская слободы. Исетской слободой управлял дворянин Леонтий Иванович Пафентьев. К концу 17 в. в остроге проживало уже 4875 человек: 2457 мужчин и 2418 женщин.
«Таким образом, Исетский острог, возникший в 1650 году, положил начало заселению русскими людьми Исетского района во второй половине XVII в.» (А.Л.Емельянов «История Приисетья»).
ОТСЮДА ЕСМЬ И ПОШЕЛ ИСЕЦКОЙ ОСТРОГ НАЧАЛО КОЕМУ в 1650 году положил ДАВЫД АНДРЕЕВ со казаки (Надпись на камне. На месте основания острога на берегу р.Исеть).
В 1668 г. монахи из Великого Устюга основали Архангельскую заимку. В конце мая 1668 г. оброчный крестьянин Савка Косачев и казачий сынишка Гаврила Егренев основали слободу Бешкильскую. В 1671 г. на берегу Исетской протоки был поставлен Красногорский острог.
Классификация |
Бронетранспортер |
Год выпуска |
1980 |
Завод изготовитель |
Горьковский автомобильный завод |
Боевая масса, т |
11,5 |
Экипаж, чел. |
2 |
Десант, чел. |
8 |
История |
|
Годы производства |
с 1972 |
Годы эксплуатации |
с 1976 |
Размеры |
|
Длина корпуса, мм |
7535 |
Ширина, мм |
2800 |
Высота, мм |
2235 |
Вооружение |
|
Прицелы |
ПП-61АМ |
Пулеметы |
1х14,5-мм КПВТ 1х7,62-мм ПКТ |
Дальность стрельбы, км |
|
Подвижность |
|
Тип двигателя |
Два ЗМЗ-4905 |
Мощность двигателя, л.с. |
2х120 |
Скорость по шоссе, км/ч |
80 |
Скорость по пересеченной местности, км/ч |
25-30 по грунтовым дорогам и колонным путям |
Колесная формула |
8х8/4 |
Преодолеваемый брод,м |
Плавает, скорость 9-10 км/ч |
Боевое применение |
|
История создания
В Советской Армии первыми из серийных образцов таких машин были бронетранспортеры БТР—40 и БТР — 152, а впоследствии и их модификации. Они были созданы с использованием базы автомобилей массового выпуска ГАЗ—63 и ЗИС—151, сохраняли общую с ними схему расположения агрегатов. Это было оправдано экономически и не ограничивало возможности дальнейшего совершенствования боевых качеств БТР.
Тактико-технические качества БТР значительно повысились с принятием на вооружение в начале БТР—60П, а затем его модификаций БТР—60ПА, БТР—60ПБ. Эти машины были специально сконструированы так, что обладали высокой проходимостью, лучшей защищенностью, амфибийными качествами. Впервые на отечественных БТР силовая установка была расположена в кормовой части корпуса.
БТР—70 — одна из последних машин такого типа. Это колесный (8X8) плавающий бронетранспортер высокой проходимости. В башне располагается спаренная пулеметная установка: 14.5-мил-лиметровый КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) и 7.62 миллиметровый ПКТ (пулемет Калашникова танковый).
Боевое отделение рассчитано на восемь десантников. Командир и водитель размещаются в отделении управления. От своих предшественников БТР—70 имеет ряд отличий. В бортах корпуса — между вторым и третьим мостами располагаются два боковых люка для десанта. Мощность силовой установки, состоящей из двух карбюраторных двигателей, повышена до 240 л. с. (у БТР—60ПБ — 180 л. е.). Несколько изменена конфигурация корпуса. Скорость полностью загруженной машины на шоссе достигает 80 км/ч, а водометный движитель обеспечивает на плаву до 10 км/ч.
Машина способна преодолевать подъемы крутизной до 30°, рвы шириной до 2 метров и двигаться по косогорам с уклоном до 25°.
БТР—70 оборудован управляемой или автоматически срабатывающей при появлении пламени в силовом отделении системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой (ФВУ). ФВУ создает избыточное давление внутри корпуса, предотвращающее попадание в машину пыли, радиоактивных и отравляющих веществ, очищает воздух.
Мощная силовая установка, независимая подвеска колес, система автоматического поддержания давления воздуха в шинах обеспечивают хорошую проходимость по дорогам и без дорог, а наличие наряду с пулеметной установкой переносного зенитного комплекса и противотанкового гранатомета обусловливает высокие боевые качества машины.
В целях повышения общих боевых и эксплуатационных параметров БТР-60 в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода на базе БТР-60ПБ был разработан новый бронетранспортёр БТР-70. Работы велись под руководством главного конструктора И. С. Мухина. 21 августа 1971 года приказом Министерства обороны СССР № 0141 машина была принята на вооружение под обозначением БТР-70.
Серийное производство
С 1976 года было развёрнуто серийное производство. Первоначально БМ выпускалась на Горьковском автомобильном заводе. С 1981 года производство было перенесено на Арзамасский завод автомобильных запчастей. Первая машина была выпущена 23 февраля 1981 года.
Описание конструкции
Размещение экипажа и десанта внутри: 1 — командир, 2 — водитель, 3 — пулемётчик, 4 — стрелки
БТР-70 представляет собой плавающую боевую бронированную колёсную машину и предназначен для транспортирования и огневой поддержки мотострелковых подразделений.
Броневой корпус и башня
Корпус бронетранспортёра полностью герметичен, состоит из трёх отделений, сделан из стальных броневых листов и является несущей конструкцией, на которой установлены все агрегаты и механизмы машины.
Силовое отделение
В корме корпуса расположено отделение силовой установки, в которой установлены два двигателя, сцепление и коробка передач, которые смонтированы на одной раме. От остальных частей корпуса силовое отделение отгорожено перегородкой, в которой имеются люки для доступа к двигателям. Также в силовом отделении располагаются топливные баки, которые изолированы от остальных элементов отделения.
Боевое отделение
В средней части корпуса располагается боевое отделение, в котором размещена башенная установка, укладки с боекомплектом, приборы наблюдения и другое оборудование. Кроме того, в боевом отделении установлены два сдвоенных трёхместных и два одноместных сидения для размещения десанта.
Отделение управления
В передней части корпуса находится отделение управления, в котором расположены органы управления машиной, приборы наблюдения, лебёдка, радиостанция и рабочие места механика-водителя и командира.
Вооружение
В качестве основного вооружения используется 14,5-мм пулемёт КПВТ, наибольшая прицельная дальность стрельбы — 2 км. Возимый боекомплект составляет 500 патронов.
Дополнительно в башенной установке установлен спаренный с КПВТ 7,62-мм пулемёт ПКТ, дальность стрельбы которого составляет до 1,5 км. Возимый боекомплект — 2000 патронов.
Средства наблюдения и связи
В состав приборов наблюдения командира входят три прибора ТНПО-115 и один ТПКУ-2Б, для наблюдения в ночных условиях имеется ТКН-1С, на щитке которого установлен осветитель ОУ-3ГА-2М. У водителя установлены три ТНПО-115, а также имеется один ТПН-Б, для наблюдениях в ночных условиях установлен прибор ТВНО-2Б. В башенной установке находится прицел ПП-61АМ, а также прибор наблюдения ТНПТ-1. У десанта имеется семь лючков в корпусе для наблюдения, а также два прибора наблюдения ТНП-Б.
Для обеспечения внешней связи используется радиостанция Р-123МТ, которая размещена справа от места командира. Для внутренних переговоров используется переговорное устройство на трёх абонентов Р-124.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки используются два бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, суммарная мощность которых составляет 240 л. с.
Трансмиссия имеет постоянно замкнутое, демпферное сцепление. Коробка передач — механическая, имеет четыре передних и одну заднюю передачу. На третьей и четвёртой передачах имеются синхронизаторы[8].
Ходовая часть
Ходовая часть колёсная, имеет 8 колёс размером 9—18" с разъёмными ободами. Шины колёс пневматические модификации К-58, размером 13,00—18", с возможностью регулирования давления в зависимости от дорожных условий.
Подвеска машины независимая рычажно-торсионная, в состав которой входят 8 торсионов, 16 рычагов подвески, а также 12 гидравлических амортизаторов двойного действия.
Водомётный движитель
БТР-70 плавающий и на нём установлен реактивный гидравлический водомёт, реактивная тяга которого создается водяным винтом по принципу обычных гребных винтов морских и речных судов. Скорость на плаву 10 - 12 км/час, запас хода на 12 часов.
Модификации
- БТР-70КШМ — командно-штабная машина
- БТР-70МС — машина радиосвязи. Отсутствует башня, установлены дополнительные радиостанции.
- БТР-70М — модернизированный вариант БТР-70. Установлен дизельный двигатель КамАЗ-7403 мощностью 260 л. с., вместо двух бензиновых двигателей, а также агрегаты трансмиссии от БТР-80.
- ТАВ-77 — румынская модификация.
- БТР-70М — украинская модификация. Модернизация проводилась Харьковским конструкторским бюро машиностроения им. А. А. Морозова в рамках государственного оборонного заказа для оснащения миротворческих подразделений вооружённых сил Украины. Вместо двух бензиновых двигателей установлен многотопливный дизельный двигатель УТД-20 от БМП-1. Вооружение — 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ и 7,62-мм спаренный пулемёт ПКТ. Боковые люки — по типу БТР-80.[12]
- БТР-70 «Гром» — украинская модернизация, производимая Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова. Установлены дизельный двигатель УТД-20 и боевой модуль «Гром»
- БТР-70 КБА-2 — украинская модернизация, производимая Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова. Установлены дизельный двигатель УТД-20 и 30-мм пушка КБА-2 вместо пулемета КПВТ. Боковые люки — по типу БТР-80[13]
- БТР-70Т — украинская модернизация. Установлены новые боковые люки десанта, как у БТР-80, радиостанция Р-173, два новых дизельных двигателя Д245.30Е2 суммарной мощностью 312 л. с., передние и задние габаритные фонари БТР-80, новые колёса с бескамерными шинами.[14]
- БТР-70ДИ (БТР-7) — украинская модернизация, производимая Николаевским бронетанковым ремонтным заводом. На машине установлены: комплекс активной защиты «Заслон», телевизионный, комбинированный дневной и ночной прицел с лазерным дальномером и система панорамного обзора «Панорама», автоматическая система пожаротушения, кондиционер, два дизельных двигателя FPT «Iveco» Тектор (ЕВРО-3), механическая шестиступенчатая коробка передач. Усилена противоминная защита, 3А и 3В по классификации НАТО. Модернизировано боевое отделение, установлены 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17, ПТРК «Барьер» (4 ПТУР). Может устанавливаться 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-2 и оснащаться беспилотным летательным аппаратом, способным проводить разведку в радиусе около 20 км.[15]
- БТР-70М-А1 — белорусская модификация. Установлены два дизельных двигателя мощностью 136 л. с., с электронным управлением. Предусмотрена установка боевого модуля БМ-30 вместо стандартной башни и кондиционера мощностью 10 кВт.
- БТР-70МБ1 — белорусская модификация разработки ОАО «140-й ремонтный завод».
- Кобра-К — модификация, разработанная в 2001—2002 годах белорусским 140-м ремонтным заводом, установлен боевой модуль "Cobra" с 30-мм автоматической пушкой 2А42
- БТР-70М — азербайджанская модификация, совместная разработка Бакинского приборостроительного завода, Николаевского ремонтно-механического завода и Южно-Африканской компании EWT. Установлен боевой модуль «Шимшек», оснащённый 23-мм автоматической пушкой ЗУ-23 или 30-мм 2А42. Усилено противоминное и противоосколочное бронирование.
- БТР-70МД — казахстанская модификация
Машины на базе
- «Отсек» — советская экспериментальная 120-мм САУ
- 2С14 «Жало-С» — советская экспериментальная 85-мм противотанковая САУ.
- 1Л29 «Ртуть-Б» — станция помех радиовзрывателям СПР-2.
- 15Я56М — Машина боевого поста МБП.
- БТР-70Ді-02 «Світязь» — украинская командно-штабная машина, производимая ГП «Николаевский бронетанковый завод»
- БММ «Ковчег» — украинская бронированная медицинская машина на базе БТР-70Дi
- БРЭМ-7К — украинская бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР-70Дi. Данных о выпуске нет.
- К-1450 - украинская командно-штабная машина, модернизированный вариант БТР-70КШ с новым оборудованием одесского завода "Телекарт-Прибор". О разработке было объявлено в 2019 году, опытный образец прошёл испытания в подразделении морской пехоты и был официально принят на вооружение приказом министерства обороны Украины № 91 от 12 марта 2020 года[16]
- УДС-70 — учебно-действующий стенд производства ГП «Николаевский бронетанковый завод».
- КМ-70 (БТР-МК) — белорусская командная машина на базе БТР-70М производства «Минотор-сервис». Башня демонтирована, установлены две радиостанции Р-130М и Р-123М, навигационная аппаратура. Экипаж 6 человек.
МТП-70 (МТП-К) — белорусская машина технической помощи, на базе БТР-70М, производства «Минотор-сервис». Вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ. Оснащена тяговой лебедкой, грузоподъемным устройством грузоподъемностью 1,5 тонны, электросварочным оборудованием. Экипаж 4 человека.
Бронетранспортеры, 1988 год (Фото из архива ИНКМ им.А.Л.Емельянова)
БТР-70 в Сквере пограничников, г.Тюмень
https://tumen.bezformata.com/listnews/pogranichnikov-otkrili-pamyatnik/78987895/
Из воспоминаний участника войны в Афганистане Белоусова Александра Васильевича: «На фото у БТРа справа Сергей Трофимов, кликуха Трофим, сила была у мужика, ударом любого сбивал с ног.
Слева второй Дубровин Саша, кликуха Дубрава, до армии закончил 4 курса института, интеллигент, женат, был ребенок, но тоже забрали в армию, в ВДВ, в афган. Ему было реально тяжело, 25 лет уже, но никогда не ныл и не скулил. Медаль за боевые заслуги получил.
Сверху на БТРе Васильев, "Вася", был полный пофигист, шел на пули и на мины, как на прогулку и ничего не боялся. Не ранило, не контузило, всегда фартило. С командованием были очень напряженные отношения, поэтому к награде не представлен.
Слева крайний я. Кликуха «Тюмень».
Афганская война (1979-1989 г.г.) Нижний ряд первый слева - Белоусов Александр Васильевич (с.Бобылево, Исетский р-н)
г.Грозный. Вторая Чеченская война, 2001 год . Недоспасов Виктор Борисович, Фомин Сергей Викторович (с.Исетское, Исетский р-н)
БТР -70 в Афганистане
Репетиция парада в честь дня Победы в Донецке. Май 2015
Полевой выход военнослужащих мотострелкового батальона Оперативной группы российских войск в Приднестровской молдавской республике.
БТР-70 в Музее военной техники «Боевая слава Урала», г. Верхняя Пышма.
Полевой выход 29-й гвардейской ракетной Витебской дивизии
БТР-70 в музее военной техники «Боевая слава Урала»
Маневренные действия частей и подразделений в ходе командно-штабного обучения с 35-й ракетной дивизией.
БТР-70 в музее в Беларуси.
БТР-70, мемориал в Тольятти
Мемориал Великой Отечественной войны на проспекте Гагарина в Нижнем Новгороде
БТР-70 в Парке Победы. Казань. 2009